МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С ТАТАРСКИМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КЕРИМА ЯГУДИНА С. НОВАЯ УСТЬ – УЗА ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

О    К.М.ЯГУДИНЕ

 

  Керим Мусякаевич Ягудин родился в 1915 году в селе  Усть – Уза Петровского района. Детство у Керима было трудным. Рос он в многодетной семье, рано лишился матери  (мать умерла, когда ему было 4 года). Чтобы хоть как - то поддержать семью, Керим после окончания 4 класса вынужден был пойти в  батраки. Когда был создан в селе колхоз, он работал пастухом, помогал отцу растить младших братьев и сестер. Советская власть всячески помогала многодетной семье.

    В ноябре 1934 г. поехал работать в Аткарск, устроился на пункт «Заготживсырье». Свои обязанности выполнял добросовестно, был скромен и застенчив. Там же в Аткарске познакомился со своей будущей женой Жавгер.

    В августе 1937 г. Керима призвали  на действительную военную службу. Попал на Дальний Восток. Окончил полковую школу. Служил помощником командира пулеметного взвода. За выдающийся героический подвиг в бою у озера Хасан, при отражении атаки японцев, в должности пулеметчика 25 октября 1938 года заслужил высокое  звание Героя Советского Союза. В дальнейшем это обстоятельство способствовало поступлению на учебу в Киевское артиллерийское училище. Вот здесь и обнаружились его  незаурядные способности к наукам. В военном училище Керим прошел курс за семилетку, стал отличником боевой и политической подготовки. Вскоре он был избран  депутатом Киевского городского Совета и членом ЦК комсомола Украины. Тогда же он вступил в ряды Ленинской партии. Мусульманский парень с 4 летним образованием стал преуспевающим офицером Советской армии, да еще артиллеристом.

Учебу он заканчивал в мае 1942 года уже в Красноярске, куда перевели в училище. Хотели его оставить там же в училище, но он отказался.

 Керим Ягудин принимал участие в Великой Отечественной войне в должностях командира взвода, батареи, дивизиона. Был несколько раз ранен. Участвовал в ожесточенных боях под Харьковом, командуя взводом артиллеристов. После ранения, вылечившись, возвратился в свой полк. В боях под Сталинградом уже командовал батареей. Потом принял 2-й дивизион, во главе  которого принимал участие в освобождении Севастополя.  Капитан Ягудин был первым артиллеристом, кто открыл огонь  по фашистам в Бельбской долине, а затем со своими пушками  вступил на улицы города-героя Севастополя.

И вот земля Литвы. Позади Неман. Вокруг прекрасные сосновые леса. Впереди песенная Балтика с ее янтарными берегами и шелестом прибоя. Фашисты даже болота оплели здесь колючей проволокой. Народ измучен оккупацией. Днем 18 августа 1944г противник бросил в атаку 12 танков, самоходные орудия, бронетранспортеры и пехотный батальон на грузовиках. Типичная психологическая атака. Мощным ударом техники враг рассчитывал  разломить нашу оборонительную линию на две части и углубить прорыв. Бой закипел на широком фронте, особенно в центре обороны полка, где находился наблюдательный пункт капитана Ягудина.  Часть его орудий вышла из строя. НП оказался в полукольце. Ягудин тут же вызвал огонь на себя. В бою он был ранен. Никого к себе не подпускал . Потерял сознание, когда подошла подмога. На машине его срочно доставили в Каунас, в госпиталь. Больше майор Керим Ягудин в сознание не пришел. Он скончался 20 августа 1944г. Хоронили его с воинскими почестями. На могилу героя жители освобожденного Каунаса положили венки из живых цветов. Артиллеристы, прощаясь со своим командиром, вспоминали пути дороги, которые прошли вместе с ним.

В Киеве на мемориальной доске в здании ЦК комсомола Украины занесено имя Героя Советского Союза К.М.Ягудина. Помнят Керима Ягудина и на Дальнем Востоке.

Его имя носит наша школа.

 

 

            Праздник любимой сказки.          Абубекерова Г.Ш.   

                                                 (праздничный семейный вечер.)                                                                                                

 

Цель: помочь детям вспомнить сказки, их сюжеты.                                                             Развивать навыки учащихся работы в команде. Вспомнить имена известных писателей-сказочников. Развивать сообразительность и быстроту реакции у детей. Организация совместного досуга детей и родителей.                                                   Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые родители. Сегодня у нас с вами праздник-праздник сказки. Проводим мы его не случайно, ведь сказки - это наши первые книжки. Именно сказки вам, еще совсем маленьким, читали мамы и папы. Вы еще не умели читать - а вам уже были знакомы «Колобок», и «Теремок», и «Репка», и другие сказки. Потом вы начали читать и другие сказки, уже сами, и, наверное, знаете их немало. Давайте это сейчас и выясним, какие же сказки вы знаете? Это и будет наш первый конкурс- разминка.                                                                                                                                            

 

Первый тур «Разминка».                                                                                                            Участники конкурса, родители и дети называют и записывают названия сказок на бумагу. Время выполнения 5 минут. Потом листки с названиями сказок передаются жюри, которое подсчитывает результаты. Выигрывает та команда, которая сумела назвать большее количество сказок.                                         Ведущий: Молодцы! Сразу видно, что сказки – ваши  любимые, и, наверное, самые первые книжки. И действительно: как их не любить? Об этом не раз говорили и наши великие русские писатели. А.  С.  Пушкин, например, сказал:   «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…»

   Второй тур «Отгадай загадки»                                                                                               

1.     Осёл и петух,                                                                                                                          

Собака и кот,                                                                                                                                

Но сказочные, непростые,                                                                                                                  

 Умеют они                                                                                                                                    

Из семи звонких нот                                                                                                               

Мотивы играть чудные.                                                                                                            

( Бременские музыканты, из одноимённой сказки братьев Гримм.)                                   

 2. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно!

Нужна ли подсказка?

Кто это девочка?

Чья эта сказка?

(Дюймовочка, из одноименной сказки  Г. Х. Андерсена.)

3.Бабушка девочку очень любила,

Шапочку как–то ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, угадайте, как звали её?

(Красная Шапочка, из одноимённой сказки Шарля Перро.)

4.Человечек деревянный

На воде и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный,

А зовётся … (Буратино, сказка Алексея Николаевича Толстого)

5.Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

Ох, засела крепко!

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но ещё помощники скоро прибегнут …

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Может это… (Репка.)

6.Скачет лошадь непростая-

Чудо-грива золотая

По горам парнишку носит,

Да никак его не бросит.

( Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк,

По прозванью ( Конёк- горбунок из сказки П. П. Ершова.)

7.С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть

Волшебная сила.

Их девочка Женя о чём-то спросила…

Как называется сказка такая?

( Цветик - семицветик по одноимённой сказке В. П. Катаева.)

8.Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки (Маша и медведь.)

9.Вот дедушка в лодке поплыл за дровами

А вот островок небольшой на воде

Зверушки на нём… Ой, зверушки в беде!

Вода прибывает, зверушек снесёт…

Нет, дедушка добрый сейчас их спасёт

Усядется в лодку команда косая…

А книжка, ребята, про деда (Мазая)

(«Дедушка Мазай и зайцы» А. Н. Некрасова)

10.В этой книге именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку.

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха – цокотуха» К. И. Чуковский)

11.Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек-сказок есть она.

А в ней герой, мальчишка, овощной-

Он храбрый, справедливый, озорной.

Чипполино.»)

12.Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. («Золушка»  Г. Х. Андерсен.)

12.Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы,

В далёкие страны!

Котик-братик, отними меня!

. (Кот, петух и лиса.)

 

13.Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы…«Волк и семеро

 козлят

14.Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан. («Тараканище»)

15.Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка!

Как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку Мальвину?

«Дюймовочка». Г. Х. Андерсен.

Ведущий: Спасибо, теперь мы все смогли больше узнать и про сказки, и про их авторов.

 

Третий тур «Сказочные вопросы»

1.Как звали трёх поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф.)

2.Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке.)

3.Назовите любимые лакомства Карлсона. (Варенье, печенье.)

4.Из какого овоща добрая фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

5.Как звали пуделя из сказки «Приключения Буратино»? (Артемон.)

6.Что должна была отнести бабушке Красная Шапочка? (Пирожок, горшочек масла.)

7.Что такое «Красный цветок», который был нужен Маугли? (Огонь.)

8.Как на самом деле звали Малыша из сказочных повестей о Карлсоне? (Сванте Свантессон.)

9.Кто тот храбрец, который смог одолеть Тараканище в стихотворении-сказке К. Чуковского? (Воробей.)

10.Кем была по должности фрекен Бок, персонаж «Карлсона»? (Домоправительница.)

11.Как звали собаку Элли в «Волшебном Изумрудном городе?» (Тотошка.)

12.Осколок чего попал Каю в глаз? (Осколок зеркала.)

13.Как звали шакала из «Маугли»? (Табаки.)

14.Когда борода старика Хоттабыча «не работала»? (Когда намокала.)

15.Какая надпись была над входом в дом Пятачка? (Посторонним В.)

16.Ппроизнесите заклинание, которое знали все звери в «Маугли». (Мы с тобой одной крови, ты и я.»

17.Вчьём доме застрял Вини-Пух, когда объелся мёдом и сгущённым молоком? (В доме Кролика.)

18.Зачем послала мачеха падчерицу в лес в сказке «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

19.Что мешало спать настоящей принцессе из сказки Андерсена, несмотря на постеленные на кровати тюфяки и пуховики? (Горошина.)

20.С какими птицами попросилась лететь лягушка-путешественница? (С утками.)

21.Кто освободил бабушку и Красную Шапочку? (Охотники.)

22.Скажите волшебное слово, которое произносит Али-баба в сказке «Али-баба и сорок разбойников.» (Сим-симткройся!)

23Назовите трусливое животное из сказки А.Волкова «Волшебник изумрудного города». (Лев.)

24.В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки? (Сокола.)

25В какой сказке девочку увозят в лес, а возвращается она богатой невестой? (Морозко.)26.Где находится смерть Кощея?

(На игле.)

27.Главный герой книги, которому дали очень смешное имя? (Чебурашка.)

28.Назовите главного героя сказки «По щучьему велению» (Емеля.)

29.Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли.)

30.Сколько лет рыбачил старик у синего моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (Ровно тридцать лет и три года.)

Четвёртый тур. «Продолжи строчку». (Из произведений А.П.Пушкина.)

1.Час обеда приближался, топот по двору раздался.)

2.Там о заре…(прихлынут волны на брег песчаный и пустой.)

3.Кто-то терем…(прибирал да хозяев поджидал.)

4.Пирожок лишь разломила…(да кусочек прикусила.)

5.А орешки не простые…(все скорлупки золотые. Ядра-чистый изумруд…)

6.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком.)

7.Ку-ка-ре-ку!...(царствуй лёжа на боку!)

8.Свет мой зеркальце скажи…(да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее…)

9.Смилуйся, государыня рыбка, опять моя бабка пуще прежнего…(бранится не даёт старику мне покоя…)

10.Избушка там на курьих ножках…(стоит без окон, без дверей…)

 

  Пятый тур «Путешествие в сказочное королевство»

1.Королева леса.                 1.Царь Берендей.

2.Аптечка леса.                    2.Доктор Айболит.

3.Водное королевство.        3.Русалка и Кикимора.

4.Королевство птиц.            4.Дятел.

5.Королевство березки.        5.Берёзка.

6.Грибная полянка.               6.Гриб Боровик.

7.Королевство песен.             7.Баба Яга.

 

  Шестой тур «Аукцион пословиц»

(продолжи пословицу)

1.Хорошая книга-(лучший друг.)

2.Кто много читает- (тот много знает.)

3.Прочёл новую книгу- (встретился с другом.)

4.С книгой жить-(век не тужить.)

5.Книга в счастье украшает,(а в несчастье утешает.)

6.Книга-твой друг-(без неё, как без рук.)

7.Книга поможет в труде, (выручит в беде.)

8.Книга-окно в мир (почаще заглядывай в неё.)

9.Книга подобна воде-(дорогу пробьёт везде.)

10.Книгу читаешь-(как на крыльях летаешь)

11.Испокон века-(книга растит человека.)

12.Будешь много читать, (будешь много знать.)

13.Ленивому Мишке-(всё не до книжки.)

 

 Восьмой тур «Музыкальный»

1.Какую песню пел Колобок?

2.Что пела коза своим семерым козлятам?

3.Какую песню пел братец Иванушка сестрице Алёнушке?

4.С какой просьбой обращалась Женя к цветику-семицветику7

5.Как обращался Иванушка Сивке-бурке?

6.С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

   

 Девятый тур  «Художественный»

Нарисовать кота в сапогах

 

Десятый тур «Продолжи строчку»

1.Муха-цокотуха-…

2.У меня зазвонил телефон-…

3.Надо, надо умываться…

4.Добрый доктор Айболит он под

5.Маленькие дети, ни за что на свете…

6.Не ходите в Африку, в Африку гулять…

7.От бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Скоро буду у вас…

8.Спасите, нас съел серый волк…

9.Простое яичко уже снесла…

 

   Подведение итогов конкурса, Награждение победителей.             

           
Hosted by uCoz