МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С ТАТАРСКИМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КЕРИМА ЯГУДИНА С. НОВАЯ УСТЬ – УЗА ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
цкюбмюъ ярпюмхжю
мнплюрхбмше днйслемрш
мювюкэмюъ ьйнкю
нямнбмюъ ьйнкю
бмейкюяямюъ пюанрю
щрмнйскэрспмши йнлонмемр

ЮБИЛЕЙ

Родной язык-святой язык,

                                           Отца и матери язык.

                                           Как ты прекрасен! Целый мир

                                           В твоем богатстве я постиг.     /Г.Тукай/

      2007 год –для  Усть-Узинской школы юбилейный год в том плане, что 20 лет назад восстановили изучение татарского языка и литературы. Уроки ведутся по программам, разработанным Министерством образования Татарстана. На уроках изучается творчество татарских писателей, поэтов, композиторов,  художников. Дети имеют возможность знакомиться с историей своего народа, культурой, народным творчеством, обычаями, традициями. Практикуется просмотр спектаклей и кинофильмов на татарском языке. Ребятам особенно нравятся уроки творчества, на которых они сочиняют стихи, рисуют иллюстрации к произведениям, выполняют переводы текстов и др. Некоторые из творческих работ детей печатались в татарских газетах и журналах, издаваемых в Казани.

      За эти годы в кабинете национального воспитания собрано много книг – учебников и художественной литературы; газет и журналов; методических пособий и сборников; альбомов, аудио и видео записей.

       Целенаправленная работа дает свои результаты. Наши ученики в течение нескольких лет являются победителями областной олимпиады по татарскому языку. Выпускники – активные члены общественной организации «Сарытау»,  объединяющей татарскую молодежь.

     Национальное воспитание в школе ведется системно. Самое ценное – воспитание уважительного отношения к старшим, к прошлому и настоящему своего народа, к его культурному наследию. С целью сохранения истории и культурных традиций, в школе в 1990 году создан музей. Все экспонаты собраны руками учителей и учеников. Здесь  можно увидеть старинные орудия труда, предметы быта. В большом количестве в музее собраны старинные монеты, есть и канцелярские принадлежности. Здесь же можно познакомиться с фотографиями наших односельчан начала XX века. В нашем музее хранятся  женский и мужской национальные костюмы, образцы вязания  и вышивки, где наши прабабушки и бабушки творили настоящие чудеса.  

     Саратовской гармони, хранящейся в музее, более 100 лет. Рядом с ним национальный музыкальный инструмент -  курай. Особо ценными экспонатами музея являются старинные книги (татары до 1929 года пользовались арабской графикой). Среди них есть  книги религиозного  содержания, и произведения художественной литературы. Из предметов культа у нас хранятся различные четки и своды молитв. В музее также оформлена экспозиция, посвященная  истории школы. Экскурсоводы, из числа старшеклассников, проводят экскурсии не только для школьников, но и для жителей и гостей села.  Музей является хорошим помощником учителя в воспитании национального самосознания.

      Традицией стало проведение таких школьных дел, как малый Сабантуй, Навруз – байрам, праздники  поэзии к дням рождения М. Джалиля и Г.Тукая, фольклорный праздник, Неделя татарского языка и литературы, конкурсы творческих работ.

       Ученики средних и старших классов занимаются краеведением. Собирают исторические сведения  из периодической печати, опрашивают старожилов, работают в Петровском краеведческом музее с источниками, составляют свои родословные. На основе этих материалов пишут творческие работы, готовят исторические конференции, устные журналы и т.д.

   В нашей школе ведется планомерная, целенаправленная работа по сбору фольклорного материала. Ученики 5 – 11 кл.  (каждый на определенном участке села) ходили по домам,  опрашивали старожилов, записывали образцы устного народного творчества. Это и песни, и баиты (в нашей местности их называют манажатами),  и такмаки (частушки),  пословицы и поговорки, загадки и анекдоты, потешки, обрядовые песни, музыкальные игры, приметы, колыбельные песни и  детский фольклор, добрые пожелания и проклятия.  Собрали более 10 баитов, посвященных в основном трагической гибели усть-узинцев,  некоторые из них записали на аудиокассету. Особенно много удалось собрать частушки, их более 400. Многие сатирические куплеты адресованы событиям, произошедшим  селе или конкретным личностям. Люди старшего поколения вспомнили и колыбельные песни, которые пели им мамы или бабушки. Мы собрали и детский фольклор – считалки, игры, обращения к солнцу, к дождю, потешки и т.д. Наши бабушки являются носителями народной мудрости, на каждый жизненный случай у них имеется пословица или мудрое слово - поэтому нам удалось собрать много пословиц и поговорок.

Кроме того, мы собрали народные приметы, пожелания. Весь собранный материал хранится в школьном музее. На его основе издали книгу «Жемчужины Усть – Узы», его используем на уроках татарского языка, при проведении фольклорных  праздников. Такие праздники проводятся ежегодно, с приглашением старожилов села. Мы горды тем, что вносим свою лепту в сохранение фольклора.

        С целью использования этнокультурных связей в воспитательных целях, мы совершили поездки в г. Казань – столицу Татарстана. Знакомство с городом начинаем с знаменитого Казанского кремля, с башни Суюмбике. Стараемся посетить музеи Г.Тукая, М.Джалиля, С.Сайдашева, К.Насыйри и других известных деятелей культуры татарского народа, национальный музей, театры, картинные галереи и т.д.  Эти поездки помогают детям обогатиться духовно, стать ближе к своей культуре.

    Небольшой педколлектив Усть Узинской школы считает, что дети, не  знающие своего языка, не уважающие свои традиции и обычаи, не могут по достоинству оценить и культуру другого, соседнего народа, формирует сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости..       На уроках, внеклассных занятиях,  на занятиях кружков учителя убеждают школьников в том, что они  не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

  

                                                                   Курмакаева Роза Иматьевна

           
           
           
Hosted by uCoz