МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С
ТАТАРСКИМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КЕРИМА
ЯГУДИНА С. НОВАЯ УСТЬ – УЗА ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
|||||
ЮБИЛЕЙ
Родной язык-святой язык,
Отца
и матери язык.
Как
ты прекрасен! Целый мир
В
твоем богатстве я постиг. /Г.Тукай/
2007 год –для Усть-Узинской школы
юбилейный год в том плане, что 20 лет назад восстановили изучение татарского
языка и литературы. Уроки ведутся по программам, разработанным Министерством
образования Татарстана. На уроках изучается творчество татарских писателей,
поэтов, композиторов, художников. Дети
имеют возможность знакомиться с историей своего народа, культурой, народным
творчеством, обычаями, традициями. Практикуется просмотр спектаклей и
кинофильмов на татарском языке. Ребятам особенно нравятся уроки творчества, на
которых они сочиняют стихи, рисуют иллюстрации к произведениям, выполняют
переводы текстов и др. Некоторые из творческих работ детей печатались в
татарских газетах и журналах, издаваемых в Казани.
За эти
годы в кабинете национального воспитания собрано много книг – учебников и
художественной литературы; газет и журналов; методических пособий и сборников;
альбомов, аудио и видео записей.
Целенаправленная работа дает свои результаты. Наши ученики в течение
нескольких лет являются победителями областной олимпиады по татарскому языку.
Выпускники – активные члены общественной организации «Сарытау», объединяющей татарскую молодежь.
Национальное воспитание в школе ведется
системно. Самое ценное – воспитание уважительного отношения к старшим, к
прошлому и настоящему своего народа, к его культурному наследию. С целью
сохранения истории и культурных традиций, в школе в 1990 году создан музей. Все
экспонаты собраны руками учителей и учеников. Здесь можно увидеть старинные орудия труда,
предметы быта. В большом количестве в музее собраны старинные монеты, есть и
канцелярские принадлежности. Здесь же можно познакомиться с фотографиями наших
односельчан начала XX века. В нашем музее хранятся женский и мужской
национальные костюмы, образцы вязания и
вышивки, где наши прабабушки и бабушки творили настоящие чудеса.
Саратовской гармони, хранящейся в музее,
более 100 лет. Рядом с ним национальный музыкальный инструмент - курай. Особо
ценными экспонатами музея являются старинные книги (татары до 1929 года
пользовались арабской графикой). Среди них есть книги религиозного содержания, и
произведения художественной литературы. Из предметов культа у нас хранятся
различные четки и своды молитв. В музее также оформлена экспозиция, посвященная истории школы. Экскурсоводы, из числа
старшеклассников, проводят экскурсии не только для школьников, но и для жителей
и гостей села. Музей является хорошим
помощником учителя в воспитании национального самосознания.
Традицией
стало проведение таких школьных дел, как малый Сабантуй, Навруз – байрам, праздники поэзии к дням
рождения М. Джалиля и Г.Тукая, фольклорный праздник,
Неделя татарского языка и литературы, конкурсы творческих работ.
Ученики
средних и старших классов занимаются краеведением. Собирают исторические
сведения из периодической печати,
опрашивают старожилов, работают в Петровском краеведческом музее с источниками,
составляют свои родословные. На основе этих материалов пишут творческие работы,
готовят исторические конференции, устные журналы и т.д.
В нашей школе ведется планомерная,
целенаправленная работа по сбору фольклорного материала. Ученики 5 – 11 кл. (каждый на
определенном участке села) ходили по домам, опрашивали старожилов, записывали образцы устного народного творчества.
Это и песни, и баиты (в нашей местности их называют манажатами), и такмаки (частушки), пословицы и поговорки, загадки и анекдоты, потешки,
обрядовые песни, музыкальные игры, приметы, колыбельные песни и детский фольклор, добрые пожелания и
проклятия. Собрали
более 10 баитов, посвященных в основном трагической
гибели усть-узинцев, некоторые из них записали на аудиокассету. Особенно много удалось
собрать частушки, их более 400. Многие сатирические куплеты адресованы
событиям, произошедшим селе или конкретным личностям. Люди старшего поколения
вспомнили и колыбельные песни, которые пели им мамы или бабушки. Мы собрали и
детский фольклор – считалки, игры, обращения к солнцу, к дождю, потешки и т.д. Наши бабушки являются носителями народной
мудрости, на каждый жизненный случай у них имеется пословица или мудрое слово -
поэтому нам удалось собрать много пословиц и поговорок.
Кроме того, мы собрали народные приметы, пожелания.
Весь собранный материал хранится в школьном музее. На его основе издали книгу
«Жемчужины Усть – Узы», его используем на уроках
татарского языка, при проведении фольклорных праздников. Такие праздники проводятся ежегодно, с приглашением
старожилов села. Мы горды тем, что вносим свою лепту в сохранение фольклора.
С целью использования этнокультурных
связей в воспитательных целях, мы совершили поездки в г. Казань – столицу
Татарстана. Знакомство с городом начинаем с знаменитого Казанского кремля, с башни Суюмбике.
Стараемся посетить музеи Г.Тукая, М.Джалиля, С.Сайдашева, К.Насыйри и других известных деятелей культуры
татарского народа, национальный музей, театры, картинные галереи и т.д. Эти поездки помогают детям обогатиться
духовно, стать ближе к своей культуре.
Небольшой педколлектив Усть –Узинской школы считает, что дети, не знающие
своего языка, не уважающие свои традиции и обычаи, не могут по достоинству
оценить и культуру другого, соседнего народа, формирует сознание, что
национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости.. На уроках, внеклассных занятиях, на занятиях кружков учителя убеждают
школьников в том, что они не только
учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка –
самобытного, колоритного, живого, естественного.
Курмакаева Роза
|
|||||